Архитектурный чертеж как вид изобразительного искусства. Клаузуры

11-12-2008, 16:11, автор: Михаил

Часть 2. Графические клаузуры как способ развития творческих способностей учащихся


Происхождение термина "клаузуpa"

Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности учащихся. В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. Начиная с XVI в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. В первых Академиях архитектуры и искусства объединялись несколько факультетов, на которых обучались архитекторы, художники, фортификаторы, инженеры, скульпторы.
Несмотря на то, что по каждой из названных профессий читались специальные лекции и проводились практические занятия, обучение рисунку, черчению, живописи, скульптуре осуществлялось по общей программе. Специализация в обучении студентов-архитекторов заключалась в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черчения каждый учащийся получал персональные задания и, кроме того, участвовал в работе над проектными заказами своего профессора. В таких проектных мастерских царил дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших и младших курсов совместно работали над чертежами, эскизами, шаблонами архитектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры. В общей массе студентов профессору было трудно определить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюбивые восполняли своим рвением нерадивость лентяев. В конце семестра возникала настоятельная необходимость проверки истинных границ знаний и умения каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма проверки художественных навыков учащихся в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черчению и т.д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по итальянски "klouso") и предоставляли возможность в одиночку решить поставленную задачу. В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название "шарабан". Состояние учащегося, исполняющего самостоятельное творческое задание, сравнивается с положением одинокого возницы, управляющего небольшим одноконным экипажем. От умения управлять лошадью и рассчитывать оптимальный темп движения зависит конечный успех путешествия.
После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде "клаузуры" - графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под неусыпным наблюдением специальных служителей академии, которые следили за тем, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи товарищей.
Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись "клаузурные" упражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств.

Тематика и особенности исполнения клаузур

В академическом обучении на архитектурных факультетах исполнялись клаузуры на темы "Руина в парке", "Античный памятник в пейзажном окружении", "Парковая скамья", "Триумфальные ворота", "Фонтан на площади", "Павильон у источника" и т.д. Каждое задание исполнялось автором по воображению, без предварительного эскизирования, ибо тема выдавалась в начале клаузуры и учащиеся не могли подготовиться к работе заранее. Специфика графики клаузуры объяснялась коротким сроком ее исполнения, что требовало применения простых и эффективных приемов графики. К ним относятся растушевка углем, сангиной и соусом, штриховой рисунок пером, угольным и свинцовым карандашом, применение акварели, туши в один слой и т.д. Клаузурная графика вызывала необходимость пересмотра ранее приобретенных навыков, требовала исполнения проектных и творческих задач в кратчайшие сроки с отображением самых существенных сторон заданной темы. Опыт такой работы приобретался исключительно в процессе многократного исполнения клаузур, постоянных упражнений в рисунке и проектном эскизировании. Клаузуры становятся неотъемлемой частью программы обучения, завоевывают прочное место в системе творческого воспитания академической школы.

Клаузура в новаторских школах 20-х годов

В 20-х годах нашего века традиции академического образования у нас в стране и за рубежом претерпели сильные изменения, так как эпоха Октябрьской революции оказала огромное влияние на все без исключения сферы культуры, искусства, архитектуры и образования. В Европе и в Советской России приобретают все большее влияние новаторские тенденции архитектурного формообразования, открываются новые прогрессивные учебные заведения, архитектурные и дизайнерские школы. Во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе клаузуры использовались в различных по своей направленности контекстах программ профессоров архитектурного отделения - И.Жолтовского, А.Щусева, Н.Ладовского, В.Кринского, Л., В., и А.Весниных, М.Гинзбурга, И. и П.Голосовых, К.Мельникова и др. Также активно использовали клаузурные упражнения ведущие педагоги Баухауза, причем каждый из них вкладывал в эти упражнения свой смысл, ставил перед учащимися свои конкретные цели. Особенно широкую известность приобрели упражнения из курсов ведущих педагогов БАУХАУЗа профессоров Моголь Надъ, Иоханнеса Иттена, Йохана Альбертса и Ганнеса Майера. Показательно, что все без исключения мастера архитектуры, дизайна и педагогики находили новые варианты клаузурных упражнений, вкладывали в эту форму занятий разный смысл, требовали разнообразных приемов исполнения.
Также оригинально трактуются цели и задачи учебных клаузур с современной советской архитектурной школе. Студенты, обучающиеся в Москве и Ленинграде, Вильнюсе и Таллине, Риге и Львове, в других городах и учебных заведениях Советского Союза ежегодно неоднократно используют клаузуры, которые в каждом учебном заведении, у каждого педагога приобретают неповторимый стиль исполнения, акцентируют внимание на разных по значимости аспектах творчества.

Рейтинг:
  • 0

2
Другие новости по теме:

Комментарии

Sovpravo Группа: Гости
Регистрация: --
Статус:

17 декабря 2008 12:14
Никогда бы не подумал что это слово слово произошло именно так и имеет такую историю.
  • Нравится
  • 0
комментариев публикаций
NESTOR Группа: Гости
Регистрация: --
Статус:

20 декабря 2008 23:30
Михаилу огромнейшее спасибо за столь подробный, ценный материал.
А продолжение темы будет???
Интересно!!!
  • Нравится
  • 0
комментариев публикаций
Реклама Темы форума