Архитектурный чертеж как вид изобразительного искусства. Общие сведения

25-07-2008, 15:52, автор: Михаил

Часть 1. Общие сведения о чертеже

Чертеж - изображение, выполненное в соответствии с правилами начертательной геометрии и с применением чертежных инструментов. Такой характер архитектурного чертежа формировался в период с XIII по XVI в. Его отличие от других видов графического изображения состояло в том, что контуры изображаемых предметов ограничивались линиями, вычерченными по линейке и шаблонам с помощью заточенного гусиного пера, затем металлического пера с регулируемой толщиной линии (рейсфедера) и, наконец, с помощью набора инструментов - циркулей, рейсфедеров и пр. Примечательно, что чертежи этого периода отличались ярко выраженной архитектурной спецификой, которая заключалась в том, что автор сознательно или невольно подчеркивал тектонику изображаемой формы, ее конструкцию и положение в пространстве. Этот феномен объясняется бытовавшей тогда системой подготовки и воспитания специалистов. В крупных европейских государствах существовали школы, занятые совместной подготовкой архитекторов, инженеров, оружейников, кораблестроителей. Черчение и рисование для всех специальностей преподавали одни и те же педагоги. Исполнение проектов различных зданий, сооружений и механизмов осуществлялось по единой методике и именовалось "архитектурой зданий", "архитектурой морских судов" и т.д. Процесс проектирования любого предмета напоминал архитектурный проект, так как необходимо было не только спроектировать объект с определенным функциональным и конструктивным содержанием, но и в полном единстве с его тектоникой создать декор артиллерийского орудия, корабля, здания, механизма. Чертеж служил рабочим документом, по которому можно было изготовить данный объект, и одновременно "картиной", с помощью которой заказчику объяснялась авторская идея.
1Ортогональный (прямоугольный) от "ортос" - "прямой угол" (древнегреческий).


Ортогональный чертеж

Ортогональный чертеж, который еще известен как "метод параллельного проецирования" Гаспара Монжа, есть изображение предмета, отдельные виды которого (план, фасад, боковой вид) параллельно спроецированы на две (или три) взаимно перпендикулярные плоскости. Это самый точный и рациональный метод изображений предмета на плоскости, на котором основана вся система современного проекционного черчения. Примером точного изображения сложной формы в чертеже может служить чертеж Ф.Чапмена с изображением криволинейной формы корпуса парусника в трех проекциях.
Ортогональный чертеж в архитектурной графике является самой распространенной формой сообщения информации об архитектурном объекте, которая позволяет не только достоверно передать в изображении геометрические параметры формы, но и путем масштабных преобразований соотнести ее изображение с истинными размерами предмета.
Традиционно конца XVIII в. архитектурные ортогональные чертежи по своему содержанию подразделяются на следующие разновидности.
Чертеж фасада - фронтальное ортогональное изображение проекций фасадов здания. Обычно под этим названием повсеместно подразумевается чертеж главного фасада сооружения, если же изображаются другие его фасады, то они сопровождаются разъяснением - "боковой фасад", "задний фасад" или "северный фасад", "южный фасад" и т.д.
Фасады изображаются в масштабах 1:200; 1:100; 1:50; 1:25. Фасады зданий вычерчиваются в такой графической технике, которая убедительно отражает пластический характер архитектурного сооружения. Так, если форма здания проста по своим геометрическим, то фасады изображаются в линейной графике с фрагментарным применением тона. Сложная пластически богатая форма фасадов здания изображается в технике линейной графики с применением штриховки или в технике тушевой отмывки. Силуэт здания, его компактные или вытянутые пропорции отражаются на композиции чертежей фасадов. Вертикальная композиция здания изображается на вытянутом по вертикали чертеже. Горизонтальная композиция здания, комплекса зданий (так называемая "ленточка") изображается на чертежах вытянутых по горизонтали.
Иногда обстоятельства диктуют необходимость изображения не всего фасада здания, а его фрагмента. Правила изображения фрагмента аналогичны правилам построения в чертеже проекции фасада здания.
Чертеж плана - условное ортогональное изображение разреза здания, рассеченного по горизонтали прозрачной секущей плоскостью при взгляде на него сверху вниз (план) или снизу вверх (плафон). Условная плоскость рассекает здание таким образом, что на чертежных изображениях плана показаны не только сечения несущих конструкций и перегородок, но и сечения по окнам, дверям, вентиляционным каналам и шахтам, сантехническим панелям и т.д. Границы рассечения массивов конструктивных элементов обводятся толстыми, разрезными линиями с возможной заливкой плоскости сечения черной тушью или тоном. Видимые, но не рассекаемые в плане элементы конструкций и оборудования - - лестницы, "мебель", сантехнические приборы, рисунок замощения полов или рельеф потолка (в плафонах) обводятся тонкими линиями.
Планы зданий вычерчиваются в масштабах 1:200; 1:100; 1:50; 1:25. Пропорции чертежей с изображением планов также зависят от композиционного рисунка плановых проекций здания. В чертежах планов могут применяться изображения сечений несущих конструкций с показом материала (естественного камня, бута, кирпича, бетона, дерева и т.д.), изображение деталей земли, деревьев, камней, горизонталей и т.д. Для выявления рисунка конструкций в плане могут применяться изображения теней, которые отбрасываются на поверхность земли, сечения стен, опор, перегородок и т.д..
Чертеж разреза (разрезом называется деталь (предмет), мысленно рассеченная одной или несколькими условными секущими плоскостями. Сечением называется фигура, полученная в результате рассечения массива детали секущей плоскостью) - фронтальное ортогональное изображение проекций разреза здания, спроецированное на плоскость чертежа. Обычно под этим названием подразумевается ортогональное изображение разреза, полученное сечением, проведенным через наиболее характерные помещения здания. Сечение может проходить через зрительный или спортивный зал (в театре, киноконцертном зале, клубе, спортсооружении и т.д.), через вестибюль" лестничную клетку (шахту), жилые комнаты (в жилых домах, отелях, кемпингах, пансионатах и т.д.), производственные помещения и залы (в аэропортах, вокзалах, промзданиях и т.д.). В АГ плоскость сечения необитаемых, помещений (чердачных перекрытий, технических этажей и несущих конструкций) может быть показана в виде глухой поверхности, обведенной толстыми разрезными линиями, с возможной заливкой или штриховкой разрезной поверхности. При необходимости в изобразительном поле рассекаемых помещений могут быть изображены конструктивные элементы - фермы, плиты перекрытия, сечения по бетонным плитам, фундаментам, рамам, складкам, балкам, аркам и т.д., причем сечение по массивам конструкций обводится толстой линией или показывается заливкой, а пересекаемые конструктивные элементы обводятся тонкими видимыми линиями. Тонкими линиями обводятся также все элементы здания, детали оборудования" не попадающие в плоскость разреза. Пластика интерьера, наружных частей здания может быть показана в технике тушевой отмывки. Проекции разреза (так же как проекции фасада) могут располагаться на чистом листе бумаги" которая в этом случае играет роль нейтральной воздушной среды. Возможен другой вариант, когда за пределами разреза здания графически показываются детали природного или городского окружения.
Применяются такие композиции чертежа, на которых одновременно изображаются фасад и разрез, фасад, разрез и план и т.д. В этом случае центральное положение занимает та проекция здания, которую автор считает наиболее важной, а именно или фасад, или план и т.д. Необходимо помнить, что секущая плоскость проходит обязательно через оконные, дверные проемы, промежутки между несущими опорами и т.д. Рассекать здание по массиву несущих конструктивных элементов, минуя проемы и продухи - неверно.
Чертежи архитектурных разрезов изображаются в масштабах 1:100; 1:50; 1:25. В учебном проектировании, где цифровое значение масштаба не играет столь важную роль, архитектурные проекции могут в отдельных случаях из композиционных соображений изображаться в масштабах 1:75; 1:40; 1:20; 1:10; 1:5.
Чертеж генерального плана (генплан) - условное ортогональное изображение здания или комплекса зданий и сооружений при взгляде сверху вниз. В генеральном плане показывают ортогональные изображения сечений зданий по цокольным этажам (планы) или проекции сооружений с обозначением очертания его кровли (чертеж кровли). Здание или комплексы зданий графически изображаются на местности с обозначением горизонталей рельефа, транспортных коммуникаций, автостоянок, деталей благоустройства, массивов декоративной или естественной зелени, отдельных деревьев и т.д. Чертеж генерального плана может выполняться исключительно в линейной графике, когда габариты зданий, дороги, группы деревьев, горизонтали обозначены лишь линиями. Для выявления композиционных особенностей застройки или ее сочетания с ландшафтом возможно применение тональной или цветной графики, когда с помощью штриховой техники, заливки или тушевой отмывки, акварельной покраски выявляются тени и форма зданий, пластика рельефа земли и т.д. Как правило изображение генплана сориентировано по странам света.
Генпланы выполняются в масштабах 1:5000; 1:2000; 1:1000; 1:500; 1:200.
В учебном проектировании, где цифровое значение масштаба не играет такую роль, как в реальном проектировании, возможно изображение генплана в масштабах 1:4000; 1:3000-1:400; 1:250; 1:200.
Чертеж архитектурной детали - условное ортогональное изображение проекций архитектурных деталей, как элементов архитектурной пластики фасадов и интерьеров здания. Правила изображения деталей аналогичные с приемами графического вычерчивания фасадов, планов, разрезов. На чертеже может быть изображена фасадная ортогональная проекция детали, совмещение фасадной проекции с разрезом и планом. Чертежное изображение архитектурной детали особо характерно показом фактуры, текстуры, отделочного материала или материала, из которого изготовлена сама деталь (камня, бетона, металла, дерева и т.д.). В зависимости от назначения чертежа деталь может изображаться в линейной графике штриховкой и заливкой (в рабочем проектировании), или в технике тушевой отмывки, акварельной покраски и т.д. (иллюстративное изображение детали в увраже, в обмерочных чертежах, для освоения учебной графики и т.д.). Сложная пластическая форма поверхности детали изображается обязательно с выявлением светотеневых контрастов, с построением и графической тушевкой теней.
Архитектурная деталь изображается в чертежах в масштабе 1:25; 1:10; 1:5; 1:2; 1:1.
Чертеж разверток ограждающих поверхностей интерьеров - условное изображение ортогональных проекций поверхностей стен интерьерных помещений. Такие чертежные изображения характерны для проектных работ, где в одном или нескольких чертежах сопоставляются проекции плана помещения с графическим обозначением проемов окон и дверей и чертежные проекции разверток стен этого же помещения. Если в чертеже сочетаются изображения плана и разверток стен, то разрезной контур деталей ограждающих поверхностей, так же как и контур каждой из проекций плана, обводится толстыми разрезными линиями. Если в чертеже присутствуют только проекции разверток стен без изображения плана, то они по контуру могут обводиться условно и толстой и тонкой линией, так как их рисунок как бы вырван из контекста разреза здания, а воспринимается лишь как условное отображение габаритов стен интерьера. Однако в обоих случаях в обводке стен обязательно графически показываются оконные и дверные проемы, причем линии обводки разрезных границ поверхностей толще, чем линии обводки границ поверхностей, не попадающих в разрез. Видимые детали конструкций (дверные и оконные проемы, лестницы, рельеф ограждающих поверхностей), так же как и изображения деталей мебели и оборудования, обводятся тонкими линиями.
Чертежные развертки исполняются в зависимости от целей изображения, как в линейной графике, так и в технике линейной графики, сочетающейся с тушевой отмывкой, подкраской отдельных поверхностей акварелью и т.д.
Масштаб чертежей разверток колеблется в зависимости от действительной величины показанных ограждений интерьера в пределах от 1:100 до 1:50; 1:25; 1:10.
В отдельных случаях развертки стен исполняются в технике покраски гуашью или темперой, покраски с применением аэрографа. Покраска может имитировать не только цвет деталей интерьера, но и фактуру отделочного материала каждой ограждающей поверхности, текстуру деревянных деталей мебели и панелей ограждения, фактуру и рисунок отделочных тканей и т.д. Специфика графического моделирования деталей интерьера имеет свои отличительные особенности - она менее условна, чем графика проектных архитектурных чертежей, что объясняется своеобразием дизайнерских задач в отделке интерьера. "Натуральное", реалистичное изображение материалов отделки и мебели помогает предвидеть все особенности дизайнерского решения композиции интерьера, определить особенности его зрительского восприятия в натуре.
Заключая раздел, раскрывающий особенности исполнения ортогональных архитектурных чертежей, следует остановиться на методике последовательного графического исполнения проекционного чертежа.


Этапы работы над чертежом.

Архитектор стремится простейшими средствами получить максимальный рабочий эффект от каждого чертежа. Можно утверждать, что все стадии работы над чертежом протекают в такой последовательности:
первая стадия - карандашная разметка листа в осях соответственно расположению ортогональной проекции или нескольких ортогональных проекций сооружения. Построение линейного масштаба. Построение и уточнение в общих массах габаритов плана, фасада или разреза здания;
вторая стадия - работа под детальным вычерчиванием ортогональной проекции сооружения в карандаше или одновременная работа над планом и фасадом здания с взаимным проецированием деталей. Вычерчивание деталей фасада и плана;
третья стадия - обводка китайской (или химической) тушью готового карандашного чертежа. Обводка толстой разрезной линией или заливка сечений в планах и разрезах здания. Построение теней, выявление светотеневой пластики архитектурных проекций фасада, фрагментов, разреза здания средствами черно-белой графики или с применением техники тушевой отмывки;
четвертая стадия - в случае применения тональной графики - окончательная доработка отмывки фасада с выявлением фактуры материала, полутеней, силуэта здания; одновременно в линиях или кистью исполняется рисунок антуража. Исполнение шрифтовых и цифровых надписей. Вычерчивание штампа чертежа.
На каждой стадии автор последовательно уточняет свою мысль, изменяет пропорции сооружения, находит оптимальные очертания оконных и дверных проемов, рисунок деталей здания и т.д.
Несколько советов по работе с чертежами. В исполнении ортогональных чертежей СОВЕТУЕМ:
1) исполнять архитектурный чертеж в соответствии с обязательной ориентацией чертежных проекций относительно вертикальной и горизонтальной осей. Для этого необходимо работать только с использованием натянутой рейки (с роликами) или рейсшины, кульмана;
2) располагать чертежные проекции таким образом, чтобы между ними была проекционная взаимосвязь. Такие требования имеют особую важность в учебных чертежах, где взаимосвязь проекций способствует взаимному проецированию проекций фасада, плана и разреза, поэтажных планов и т.д.;
3) считать предметом особого внимания композицию чертежа, для чего необходимо тщательно взвешивать композиционную взаимосвязь чертежных проекций, надписей, размеров, масштабных линий, деталей антуража.
В исполнении ортогональных чертежей НЕ СОВЕТУЕМ:
1) пытаться чертить исключительно с помощью угольников. В этом случае почти невозможно сохранить взаимную параллельность линий разных чертежных проекций;
2) игнорировать проекционную и логическую взаимосвязь различных чертежных проекций - фасадов, планов, разрезов, деталей. Чертеж должен читаться в логической последовательности восприятия от основного к второстепенному;
3) небрежно относиться к качеству карандашного построения чертежных проекций. Если нет точного, проработанного в деталях линейного карандашного чертежа с изображением осей, размерных и масштабных линий, цифровых или шрифтовых надписей, то не может быть и качественной тушевой обводки чертежа, хорошего исполнения тушевой отмывки или цветной графики.

Рейтинг:
  • 0

3
Другие новости по теме:

Комментарии

Монгол Группа: Гости
Регистрация: --
Статус:

27 июля 2008 16:33
Что-то ностальгическое, из времён давно минувших......
0 комментариев 0 публикаций
visconsin Группа: Гости
Регистрация: --
Статус:

16 октября 2008 09:28
Автор - это просто сумашедший чел, респект ему большой
0 комментариев 0 публикаций
NESTOR Группа: Гости
Регистрация: --
Статус:

15 декабря 2008 16:47
Впервые встречаю такой кратко-развёрнуто-детальный комментарий к составу архитектурного проекта. Спасибо.
Теперь можно смело готовить документацию к своим "весёлым картинкам". Трёхмерных моделей виртуальных деревянных построек навалом, но все без чертежей. Вот только у деревянных проектов должны быть ещё какие-то разбрусовки-разбревновки. Подскажите как они делаются?
0 комментариев 0 публикаций
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Реклама Темы форума